Электронные подписи предоставляют пользователям и компаниям большие возможности касательно ведения отчетности, защиты информации и взаимодействия с государственными службами. Получить их можно при помощи кабинета налогоплательщика. Однако иногда у пользователей возникает вопрос, как можно восстановить пароль к сертификату ЭП в личном кабинете налоговой. Для этого требуется выполнить несложные действия.
Что такое ЭП
Основным назначением ЭП считается придание юридической силы электронному документу. Такой инструмент дает возможность установить авторство и подтвердить структуру документа. Получать такую подпись могут нотариусы, компании и ИП.
В 5 статье нормативно-правового акта № 63-ФЗ сказано, что ЭП может иметь 2 разновидности:
- Простая – представляет собой идентификацию, которая генерируется посредством логина, пароля, ПИН-кода и прочих средств. Создание такой подписи осуществляется без шифрования. Ее допустимо применять для обычных операций с документами – к примеру, для взаимодействия с порталами, которые предоставляют государственные услуги.
- Усиленная – применяет разные способы шифрования, которые позволяют защитить сведения и средства ЭП. Бумаги с использованием такого инструмента обладают полной юридической силой. Она включает закрытый ключ, доступный исключительно обладателю электронной подписи. Также инструмент содержит открытый ключ. Такой сертификат требуется для проверки подлинности.
Усиленная подпись, в свою очередь, делится на квалифицированную и неквалифицированную. Первая разновидность подтверждается при помощи квалифицированного сертификата. Ее предоставляет исключительно ФНС и доверенные службы. К ним, в частности, относятся ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», АО «Аналитический центр».
Неквалифицированная электронная подпись не нуждается в подтверждении сертифицированных центров. Для этого стоит пройти процедуру идентификации в удостоверяющем центре. Полный перечень доверенных лиц УЦ ФНС представлен на официальном портале ФНС РФ.
Процесс получения пароля
Чтобы сгенерировать пароль для ЭП, можно зайти на сайт налогоплательщика. Для этого требуется выполнить следующие действия:
- Открыть официальный портал ru и зайти в учетную запись.
- В верхнем правом углу личного кабинета навести на профиль и кликнуть на «Настройки профиля».
- Нажать на пункт «Электронная подпись».
- Выбрать вариант хранения ЭП. Для этого нужно кликнуть на пункт «Хранить в защищенной системе ФНС России».
- На той же странице спуститься ниже и задать доступ к сертификату по подписи. Ввести пароль, повторить ввод пароля, нажать на пункт «Отправить запрос».
- Затем стартует процесс генерации сертификата по подписи. Эта процедура длится 15-24 часа. После ее завершения удастся просмотреть новый сертификат или его отозвать.
Если же вам не удается вспомнить пароль, придется отозвать сформированный сертификат в аккаунте налогоплательщика и сделать новый. Для этого требуется сделать следующее:
- Выбрать в настройках аккаунта пункт «Электронная подпись» и опуститься в конец страницы.
- Ознакомиться с сообщением, что сертификат ЭП успешно выпущен. С правой стороны от него нажать пункт «Отозвать».
- Создать новый сертификат на той же странице. При этом нужно указать вариант хранения ЭП.
- Ввести необходимые реквизиты и указать новый пароль.
- Нажать на «Отправить запрос».
Возможные проблемы
При восстановлении пароля могут появляться разные проблемы. Чтобы устранить их, требуется установить причины их появления.
При создании пароля произошел сбой – что делать
В настоящее время ошибки на сайте налоговой службы случаются реже, однако все равно встречаются сбои. Для их минимизации следует отправлять документы в момент, когда сайт ФНС меньше перегружен. Как правило, ресурс прекращает нормальную работу в последние сутки сдачи налоговых деклараций.
Обычно максимальная нагрузка приходится на первый квартал года.
Если во время поиска пароля к сертификату электронной подписи в аккаунте налогоплательщика или в ходе его генерации появилось уведомление об ошибке, стоит подождать определенное время и проделать манипуляцию снова. Еще лучше зайти на портал на следующие сутки.
Как восстановить пароль
Информация о паролях не хранится даже на серверах удостоверяющего центра, выпустившего сертификат. Потому придется все-таки вспомнить нужные символы. Плюсом считается то, что пароль допустимо вводить неограниченное число раз. Потому не стоит переживать о блокировке, если пользователь допустил 10 ошибок.
Если вспомнить комбинацию все же не удалось, вероятно, во время его предыдущего введения была нажата кнопка «Запомнить». В таком случае следует перейти в настройки браузера и отыскать вкладку «Пароли». После этого отобразятся сохраненные комбинации символов. Для этой цели может возникнуть необходимость в использовании мастер-пароля. Его задает пользователь персонального компьютера. Если это не дало нужных результатов, остается лишь ввести новый пароль к сертификату ЭП. Для этого требуется выполнить описанную последовательность действий.
В случае применения токена можно попытаться восстановить информацию для активации электронной подписи. Это можно сделать при помощи настроек. В такой ситуации посещать личный кабинет налогоплательщика не нужно.
Восстановление пароля к сертификату электронной подписи представляет собой достаточно простую процедуру. При этом требуется выполнить определенную последовательность действий.