Представьте себе компанию, которая осуществляет деятельность на территории почти всех стран СНГ, а потому имеет огромный штат сотрудников (около 20000 сотрудников). Название этой компании – Wildberries. Чтобы контролировать всех сотрудников, владельцы фирмы внедряют различные методики, об одной из которых мы поговорим. Речь пойдет о разделении ответственности между сотрудниками по ШК, в частности поговорим о том, что это за мера и как работает на Вайлдберриз.
Что это такое
Стоит отметить, что Wildberries – это далеко не самое благоприятное место для работников. Управлять огромным штатом классическими способами крайне сложно, а потому руководители складов и филиалов нередко прибегают к методу кнута и пряника. Проще говоря, они всячески пытаются наказывать работников доставки, пунктов выдачи, складов и самих независимых продавцов. Последние в свою очередь постоянно конкурируют между собой, чтобы получить повышение или хотя бы избежать увольнения.
Так вот, к чему все это, разделение ответственности – это одна из мер наказания провинившихся работников и их коллег, которые работали над одним заказом. Эта мера накладывается на всех работников, кто так или иначе взаимодействовал с посылкой, которая была повреждена или утеряна.
Рассмотрим простую ситуацию – до клиента дошла разбитая ваза, а потому он пожаловался в службу поддержки и потребовал вернуть деньги. Менеджеры в свою очередь проверили в базе всех сотрудников, которые отвечали за доставку этого товара. Делается это крайне просто, ведь в базе к каждому событию приписывается штрих-код (к слову, именно так расшифровывается аббревиатура из заголовка) посылки и имя сотрудника, который ее перевозил. Разумеется, что управленцы не будут проводить расследования с целью выявить виновника поврежденного товара. Вместо этого они разделят штраф на всех сотрудников, которые касались перевозимой посылки. Под эту категорию попадают сразу несколько кадров:
- работники склада;
- курьеры;
- водители;
- сотрудники пункта выдачи.
Возможно, это покажется слишком суровым наказанием, ведь из-за одного некомпетентного сотрудника придется страдать почти целому десятку кадров, половина из которых даже лично не знакома между собой. Однако подобная методика должна развить у сотрудников чувство ответственности и необходимости отвечать за свои проступки перед руководством, коллегами и клиентами.
Сколько составляет штраф
В целом понятно, если оплошность допустит кто-то из сотрудников, то наказаны будут все. Однако возникает вопрос – насколько серьезным будет наказание, а точнее, сколько будет составлять штраф. Здесь нет фиксированной суммы.
Размер штрафа рассчитывается на основе стоимости товара, а также затрат на его доставку, а после равномерно распределяется между всеми провинившимися сотрудниками.
Допустим, товар стоил 3000 рублей, а его доставляли 30 человек, то с зарплаты каждого из них будет взято 100 рублей. От увеличения количества посредников и роста стоимости товара будет уменьшаться или увеличиваться штрафные взыскания с сотрудников. К слову, поэтому многие из курьеров стремятся схватить товары поменьше, ведь с большей вероятностью там будут небольшие аксессуары и дешевые предметы.
Как определить списание
На самом деле у Wildberries немало штрафных санкций, которые применяются не только при обнаружении поврежденного или украденного товара. Из-за этих санкций меняется и итоговая зарплата работника курьерской службы. Чаще всего курьеры не понимают, с чем именно связаны те или иные убытки, ведь единственная информация, которой они владеют – это сумма штрафа. Для того чтобы узнать подробности о выписанном штрафе, подчиненный может обратиться к следующим людям:
- бухгалтер (подходящий вариант, ведь именно они рассчитывают все зарплата и взыскания);
- куратор (человек, который отвечает за работников);
- начальство склада.
Последние два работодателя перенаправят обратившихся рабочих в бухгалтерию, а потому начинать стоит именно с нее.
Можно ли опровергнуть обвинения и штраф
Сказать, что зарплата работников Wildberries маленькая – это ничего не сказать. Сотрудники вынуждены следовать внутренним уставом, работать по несколько часов в день, общаться с далеко не самыми приятными людьми. И все это ради 20 тысяч рублей в месяц.
Это маленькая сумма по меркам административных центров и крупных городов, но из-за постоянных штрафов работники Wildberries не получают даже ее. Потому многие из них задаются вопросом – а законно ли это и можно ли спасти свои заработанные честным путем деньги, подав на апелляцию (опровержение наложенного штрафа). В теории – да, каждый подчиненный имеет право на отстаивание собственного мнения.
Однако на практике редко управленцы и бухгалтеры идут на уступки и возвращают рабочим деньги. Автору не довелось работать в службе доставки Wildberries, потому самостоятельно проверить эту теорию не удалось. Но, если верить отзывам сотрудников, то начальство в 90 % случаев не идет на уступки, а твердо стоит на своем мнении.